Город Царское Село расположен на открытой местности, защищенной от моря Дудергофской и Пулковской горами, а с юга и запада заслонен лесными массивами. Еще по шведским писцовым книгам среди поместий Копорского уезда числились и Дудеровская, и Сарская мызы (Duderhof, Saritzhof). Одним из владельцев Сарицгофа в XVII в. Был Камме Петер Арисон Рома. Оба владения оказались в «собственной провинции» светлейшего князя Ижерской земли после того, как в 1707 г. Петр I пожаловал А. Меншикову Копорье и Ямбург. Но уже в 1710 г. последовал указ о отдаче «Катерине Алексеевне в Копорском уезде Сарской и Славянской мызы с принадлежащими к ним деревнями, со крестьяны и со всеми угодьи». С 1711 г., со времени объявления второй жены Петра государыней, ее вотчина юридически обратилась в Дворцовое имущество. Царское (Сарское) Село, возникшее на вотчинных землях царской фамилии как загородная резиденция, с 1834 г. стало, наравне с Петергофом, «государевым» имением, то есть не могло быть завещано, не подлежало разделу или отчуждению, а передавалось новому царю с восшествием на престол. С 1808 г. Царское Село стало административным центром одноименного уезда Санкт-Петербургской губернии, уездным городом. Тот уровень благоустройства, которого город достиг к середине XIX в., был обусловлен его особым правовым положением, а именно подчиненностью Министерству императорского двора, отпускавшему весьма щедрые средства на городские нужды. Внешним видом Царское село резко отличалось от большинства российских провинциальных городов. В 1809 г. по проекту В.И. Гесте город был разделен на правильные кварталы. В 1837 г. первая в России железнодорожная магистраль соединила город, считавшийся летней столицей империи, с Петербургом.
Всегда застраивавшееся согласно «последней архитектурной моде», в первом десятилетии XX столетия Царское Село получило несколько архитектурных сооружений и в т.н. «русском стиле». Одним из таких сооружений стал новый павильон Императорского вокзала, перекликавшийся с ансамблем «Феодоровского городка». Императорская железнодорожная станция предназначалась для ежедневного использования царской семьей, для приема дипломатов и дипломатических миссий, встречи различных делегаций, посещавших императорскую резиденцию в Царском Селе – Александровский дворец, в котором Николай II постоянно проживал с поздней осени 1894 года. Железнодорожная инфраструктура нового Царскосельского императорского вокзала создавалась постепенно, в течение полутора десятков лет и была значительно обновлена после строительства существующего здания. В «мирном» режиме (выполняя перечисленные выше функции) сохранившийся павильон функционировал совсем недолго, всего три года – с 1911 по 1914. С началом Первой мировой войны павильон пришлось несколько перепрофилировать: количество прибывающих официальных гостей и парадных церемоний резко сократилось, принятие императором должности Верховного главнокомандующего заставило и его самого, и членов его семьи много перемещаться между столицей и Ставкой. Практически ежедневно железная дорога использовалась для перевозки в госпитали Царского Села раненых. Все это завершилось в 1917 г. Свергнутый в марте 1917 года император Николай II вернулся в Царское Село, где был арестован. Тем не менее, передвижение по стране членов императорской фамилии продолжалось еще некоторое время, и документы 1917 г. по императорскому павильону показывают некоторую активность этого рода.